| | Права и обязанности коллекторских агентств

Права и обязанности коллекторских агентств

18.10.
2017
Кредитование частных лиц возникло в стране фактически с начала перестройки. С 1994 г. оно регулировалось нормами Гражданского кодекса, с 2013 г. – специальным Законом. В течение всего этого времени, да и сегодня, банки, микрофинансовые организации (МФО) и частные кредиторы весьма охотно занимают деньги гражданам, причем далеко не всегда надлежащим образом проверяют возможность человека, берущего долг, вовремя его вернуть.

 Здесь речь идет не о мошенниках, изначально не собирающихся возвращать заем, а о людях, не рассчитывающихся с кредитором в силу неблагоприятных внешних обстоятельств типа увольнения, тяжелого заболевания, смерти близких и тому подобного непредвиденного заранее форс-мажора.


Коллекторские агентства


Коллекторские агентства – это официально зарегистрированные организации, основным лицензируемым видом деятельности которых является выкуп у банков и МФО просроченных и безнадежных долгов и организация работы по их взысканию.

До принятия соответствующих правовых актов, положения которых стали действовать с 1 января 2017 г., деятельность коллекторов практически никак не регламентировалась, а способы воздействия на должников ничем не отличались от рэкета 1990-х.



Требования к агентствам:

- наличие государственной регистрации с внесением в специальный реестр;

- минимальный размер уставных активов – 10 млн. руб.;

- страхование возможных убытков должника, полученных им в процессе коллекторской работы;

- основная уставная цель - взыскание долгов.


Условия для сотрудников:

- отсутствие зафиксированных экономических и насильственных уголовных деяний, за которые лицо понесло ответственность;

- состояние здоровья, позволяющее выполнять данную работу.



 Права сотрудников агентств:

- возможность личной встречи встречаться с должником не чаще один раз в 7 дней в строго оговоренные законом часы. Важно, что групповое посещение сотрудников не допускается, а сам заемщик вправе отказаться допустить коллекторов в свое жилище, назначив для встречи нейтральную территорию;

- встречаться с родственниками и соседями с имеющегося в кредитных документах согласия должника;

- допускаются телефонные звонки, но не более 8 раз ежемесячных;

- ежемесячная отсылка 16-ти СМС;

- направлять письма с точным указанием реквизитов кредитора, агентства и взыскиваемой суммы;

- обращаться с иском о взыскании долга в суд.


 Заемщик вправе в нотариальном порядке прекратить общение с сотрудниками агентства, и оно под угрозой наложения штрафа обязано такое требование удовлетворить. Спустя 120 дней после появления просрочки такой отказ оформляется заказным письмом должника с уведомлением о вручении.

Допускается и поручение ведения всех дел, связанных с долгом адвокату и тогда взыскатели лишаются права на личное обращение в любой форме.

Если такие обстоятельства имеют место, агентство сможет решить свои проблемы только через суд.


 Сотрудникам запрещается:

- разглашать имеющуюся у них информацию в СМИ и через социальные сети;

- звонить и приходить на работу;

- беседовать с коллегами;

- общаться в неустановленное время дня;

- вызывать с закрытых или чужих телефонов.

В отношении некоторых категорий граждан процедуры взыскания вообще не осуществляются. К ним относятся лица, признанные судом недееспособными; не достигшие совершеннолетия; инвалиды I группы; находящиеся в лечебных стационарах; банкроты и те граждане, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

В заключение отметим, что все вышеназванные относятся исключительно к гражданам, то есть не распространяются на лиц, официально занимающихся бизнесом и на организации любой формы собственности.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе новостей о банкротстве!